НМО


NMO.jpg

Опираясь на действующую законодательную базу, термин «непрерывное медицинское образование», или НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.
По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию (НМО) для врачей первичного звена.
Пилотный проект "Внедрение НМО" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НМО:

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.
Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.
В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.
Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах.
Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН и РАМН.
Каждый модуль рассчитан на 1 час образовательной активности врача и равен одному кредиту (единицы измерения образовательной активности). Все модули снабжены тестовыми вопросами для контроля полученных знаний и визуальными материалами и рекомендованы для использования в системе НМО Координационным Советом по развитию НМО.

Подробнее

Предпосылки создания НМО
Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. No 598, в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (No323 от 21 ноября 2011 г.). В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определённой специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.
Необходимость дальнейшего совершенствования системы медицинского образования, и в частности программ повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, обусловлена также следующими причинами:

  1. Неудовлетворительные показатели качества и безопасности медицинской помощи. Например, по данным ФОМС, до 60% случаев оказания медицинской помощи по результатам проведённой экспертизы качества медицинской помощи имеют дефекты, т.е. почти каждый второй случай. Объективные показатели качества и безопасности медицинской помощи, такие как внутрибольничная летальность, доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях, доля пациентов, пролеченных в соответствии со стандартами медицинской помощи в РФ в 2 раза хуже, чем в развитых странах.
  2. Неудовлетворённость пациентов качеством и доступностью медицинской помощи. По данным «Доклада о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2011 г.» таких пациентов – более 2/3.
  3. Увеличение объёмов медицинской информации и скорости еë обновления. По разным оценкам сегодня медицинская информация удваивается почти каждые 3-5 лет.
  4. Внедрение в практику новых сложных медицинских технологий, применение которых требует дополнительных знаний и умений от медицинских работников, в том числе для обеспечения безопасности пациентов.
  5. Появление новых высокоэффективных информационных, телекоммуникационных и дистанционных технологий, внедрение которых в практику медицинского образования снижает издержки и предоставляет дополнительные возможности. А именно: мультимедийность (возможность представлять текст, аудио и видеозаписи), быстрота обновления, тиражирование знаний лучших специалистов на большие территории, использование в удобное для работника время и без отрыва от практической деятельности, а также интерактивность, в том числе дистанционное взаимодействие с преподавателем и другими обучающимися, объективизация учёта и контроля знаний.

Важнейшей предпосылкой для развития НМО в РФ явилось широкое обсуждение общественностью и разработка проекта Федерального закона «Об образовании в РФ». В этом законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа):

Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (статья 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.), которые могут предоставляться не только образовательными организациями.
В организации учебного процесса предусмотрена кредитно-модульная система (статья 14). Это означает, что оценка трудоёмкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачётных единицах (кредитах).
В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (статья 16). Причём соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путём проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (статья 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются: готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

ЦЕЛИ НМО
Обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями. К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

Источники: 1. www.sovetnmo.ru;
2. «Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ»

Предстоящие школы

V ШКОЛА

19-20 мая

Казань

VI ШКОЛА

9-10 июня

Екатеринбург

Организаторы